В рамках проекта #ГеографияПодвига мы продолжаем рассказывать о событиях, которые происходили в годы Великой Отечественной войны в городском округе Шаховская.
В фондах Шаховского музея хранится книга полковника Сергея Николаевича Севрюгова «Так это было… Записки кавалериста (1941-1945)», выпущенная в 1957 году. В этой книге рассказывается о боевом пути 2-го гвардейского кавалерийского корпуса, который принимал участие в освобождении Шаховского района. Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги, в котором рассказывается о битве за деревню Андреевское.
"Командующий фронтом решил использовать выгодное положение 20-й армии, нависавшей с севера над отходившими к Можайску вражескими войсками, и приказал повернуть кавалерию с шаховского направления на Гжатск.
Этот маневр был рассчитан на подвижность кавалерийских соединений. Корпус должен был, обойдя опорные пункты гитлеровцев, выйти к Гжатску и отрезать противнику пути отхода. Но в 22 часа 14 января командир корпуса получил от командующего армией Власова приказ: «Всеми силами повернуть и наступать на Середу, в дальнейшем на Гжатск». Приказ Власова противоречил общему замыслу командующего фронтом генерала армии Г. К. Жукова и бросал кавалерийский корпус на сильно укрепленное село, находившееся на рокадном большаке Шаховская — Гжатск.
Выполняя приказ командующего армией, генерал Плиев направил 3-ю гвардейскую кавалерийскую дивизию через Андреевскую, Красное Село для атаки Середы с севера, а 4-ю гвардейскую кавалерийскую дивизию — через Якшино, Лаптево — для атаки с северо-востока.
Завязался упорный бой за свх. Степаньково. Только к 16 часам 14 января удалось выбить гитлеровцев из каменных зданий совхоза. Отойдя к Андреевской, противник снова прижал спешенные кавалерийские полки к земле. Первый эшелон корпуса вынужден был всю ночь провести на снегу при двадцативосьмиградусном морозе.
На рассвете 15 января авангардный 74-й кавалерийский полк ворвался в Андреевскую с северо-востока, но тут же был контратакован вражеским батальоном, поддержанным восемью танками. По танкам открыли стрельбу наши бронебойщики. Комсомольцы сержант Игорь Чудновский и младший сержант Иван Кривоглазов подбили из своих ружей два головных танка; остальные повернули назад. С северо-запада село атаковал 37-й кавалерийский полк под командованием подполковника Левина. На западной окраине завязали уличный бой подразделения 43-го кавалерийского полка майора Шемякина, на восточной — Добровольческий и 44-й кавалерийские полки под командованием майоров Линника и Быстрова, а также головной стрелковый полк группы генерала Катукова. Кавалеристы и пехотинцы выбивали гитлеровцев из одного здания за другим, шаг за шагом продвигаясь вперед.
20-я кавалерийская дивизия ночью развернулась на левом фланге корпуса и перед рассветом подошла к Бухолову, занятому противником. Командир дивизии полковник Арсентьев, заменивший убитого полковника Тавлиева, приказал авангарду атаковать деревню. Главные силы в это время обходили село слева.
У самой околицы эскадроны 124-го кавалерийского полка под вражеским огнем залегли. Увидев это, командир дивизии направил в обход справа группу автоматчиков под командой старшего лейтенанта Козлова. Автоматчики на галопе ворвались на сельскую улицу, спешились и открыли огонь в спину оборонявшемуся противнику. Тогда командир полка майор Чекулин поднял свои эскадроны в атаку. После короткого уличного боя деревня была взята. А в это время подоспели подразделения 103-го кавалерийского полка, которые в конном строю атаковали отступающего врага и изрубили более ста солдат и офицеров".